Ой, слушаю, не могу оторваться)) Со́фья Залма́новна Аграно́вич (1944 — 18 июля 2005) — филолог, литературовед, фольклорист, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Самарского университета, автор книг. Невероятно харизматичная личность и прекрасный лектор.Цикл ее лекций психологам о сказке выложен на ютубе. Так же в сети можно было найти конспекты первых трех лекций из этого цикла.
Софья Залмановна была потрясающая тётка, легенда Самарского госуниверситета.
Цикл лекций на видео — о фольклоре для психологов-четверокурсников (то есть не для филологов, а для обычных неподготовленных, но грамотных людей). Год записи видео не знаю, вероятно, это двухтысячные (Агранович умерла в 2005).
Каждое видео длинное, больше часа. И сначала может не впечатлить — ну сидит старая тётка, рассказывает чего-то непонятное... но если послушать хотя б минут 10 — втягиваешься, потому что она рассказывает интереснейшие вещи о фольклоре, о литературе, об основах человеческого архетипического сознания.
Программа минимум – чтобы я объяснила, что такое сказка и миф. Максимум – как пойдет.
Чем я вообще занимаюсь? Я читаю фольклор, русское средневековье. Для меня Фрейд такая же частность, как я для вас. Проблема, которую я пытаюсь решить всю жизнь и решаю уже в 6-ой книге, - проблема генетического кода искусства, как срабатывает искусство. В своей последней книге я пытаюсь объединить психологию и физиологию, генетику и литературоведение. Мне трудно, я хожу с путаными мыслями, это будет отражаться на лекциях.
О чем я хочу поговорить? Что такое фольклор, фольклористика. Вам нужно знать, что такое сказка и миф. Очень сложный вопрос, что такое сказка и миф. Если бы я сама знала это на 100%, то сидела бы не здесь. Это очень сложно, так же сложно, как и то, что творится в голове у человека. Это черный ящик. Так же как и искусство.
Красную шапочку на самом деле кушает бабушка (на волке ведь бабушкина одежда и у него бабушка внутри). Бабушка вообще странная в сказке: живет в лесу, постоянно болеет, лежит, живет не в соседской деревне. Мать посылает девочку в лес. Не очень опасен волк: они встречаются, расстаются. Главная катастрофа у бабушки в избушке.
Сказки – таинственная вещь.
Золушка – очень интересная девушка. В 12 часов бежит от жениха. Идиот этот жених. Потом он ее нашел и женился на ней, без богатого наряда и хрустальных туфелек. Но она бежит панически. Чего она боится? Что он увидит ее без убранства? Но разве он полюбил ее за убранство? Нет. Правильно ,что она бежит. Любая бы из вас на ее месте убежала. Потому что он ее увидит не грязной и плохо одетой. Он увидит ее в таком виде, как описывается нечто в известном каноне Иоанна Златоуста - «безОбразна и страшна». Видик у нее тот еще был.
Много сказок про девушек. Морозко: добрая и трудолюбивая, такая-сякая, получает приданое, жениха и хорошую биографию, а жестокая, жадная и безнравственная замерзает (более архаичный вариант) или получает антиприданое и плохую биографию (более поздний вариант).
Но сказка – это не нравственное поучение (как и миф). Там другой смысл.
В сказке не доля истины – она и есть истина.
Моя любимая поговорка. Забыла. Надо же, я стала забывать неприличные пословицы. Я поняла, почему старые люди такие нравственные – они просто все забывают. Вспомнила. Богатый тужит, что хуй не служит, а бедный плачет, что хуй не спрячет.
Сказка о Курочке Рябе.
Мы не знаем ее целиком. Вообще в основном все сказки читаем в детстве в усеченном адаптированном варианте (убрано все ,что связано с полом и мозгом).
Фрейд – первый человек, который пытался понять человека через миф. Не смог, но дал толчок.
Нужно обязательно читать. В книжках выплескивается человеческое сознание, все хитрости души. Интересны даже самые глупые книжки. Психологи изучают человеческое сознание, фольклористы – художественное сознание, но оно тоже человеческое – как люди успокаивают себя, лгут себе, учат себя, спасают себя от безумия столкновения с миром при помощи искусства ,в первую очередь словесного.
Ритуальность поведения. Ритуал – это очень важно.
Чтобы стать мыслящей личностью, надо во всем сомневаться.
Дед и баба – пара , человечество в исчерпанном виде. Что происходит? Да ерунда происходит – появляется золотое яйцо. Любой из вас подумал бы: не отнимет ли государство, спрятать, сдать в музей, выжать научную теорию, на худой конец. Но не бить.
Мышка разбила – что и хотелось. Но плачут. Предлагают простое яйцо – бурная радость.
Это сокращенный вид сказки.
Есть продолжение. Дед и баба плачут, а дальше происходит безумие, все разваливается, взбесились птицы, появляется семья священника – все ведут себя как безумные. Поповские дочери сломали коромысло, разлили воду и разбили ведра, попадья опрокинула на пол тесто, поп расстригся, порвал церковные книги и поджег церковь.
Далее появляется курочка с простым яйцом.
Про что сказка? Глупость. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Мы имеем двух полных идиотов, которые ведут себя неадекватно, реагируют на явления окружающего мира неправильно. Потом начинается вообще полный бред. И почему все возликовали ,когда появилось простое яйцо. Вывод – это бессмысленно.
Но.
В любом безумии есть свой метод (Шекспир).
Иногда есть тексты, от которых волосы встают дыбом.
Например ,стих Введенского: Стоял таинственный монах в пяти шагах.
Полно безумных текстов в искусстве. Вот бы кто-то из психологов этим занялся.
Или мое любимое стихотворение Хармса «Постоянство веселья и грязи».
Вода в реке журчит, прохладна,
И тень от гор ложится в поле,
и гаснет в небе свет. И птицы
уже летают в сновиденьях.
А дворник с черными усами
стоит всю ночь под воротами,
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик веселый,
и топот ног, и звон бутылок.
Проходит день, потом неделя,
потом года проходят мимо,
и люди стройными рядами
в своих могилах исчезают.
А дворник с черными усами
стоит года под воротами,
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик веселый,
и топот ног, и звон бутылок.
Луна и солнце побледнели,
созвездья форму изменили.
Движенье сделалось тягучим,
и время стало, как песок.
А дворник с черными усами
стоит опять под воротами
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик веселый,
и топот ног, и звон бутылок.
Кто такой дворник? Дворник – это Бог ,который не метет свой мир. А мир мести надо. Там, где обитают люди, - это место, а место – это то, что метут. Метла – священное орудие создания мира, поэтому на ней можно летать.
Хармс – глубоко верующий человек. Кощунство почти обязательно для глубоко религиозных русских писателей. Например, Гоголь: нос исчез 25 марта, а это Благовещенье. Суть праздника – первая благая весть о вочеловечении Бога. А нос – двусмысленная часть лица пошляка майора Ковалева. В культуре многих народов нос известно с чем перекликается.
Или Хармс «Разговор за самоваром» - единый бог сидел втроем.
Фольклорные тексты иногда кажутся бредом. Поведение героев – бред.
Иван-Дурак и др. вообще не герои, а функции. Они выходят из дома, попадают в другой мир, добывают волшебные предметы и невесту ,возвращаются другим путем. Герой никогда не возвращается, а наоборот – уходит из своего мира, идет в другой. Тридевятое царство – это что? Это 27е царство, конкретное место.
Баба-Яга ни разу никого не съела. Если она грозит детям, то она вообще погибает сама. А остальных кормит-поит-в бане парит.
Поведение героя сказки нельзя анализировать так, как поведение героя литературного произведения (типа нравственные качества – их там вообще нет).
Но есть положительные герои: девочка, мальчик. Лжегерои: братья-сволочи, девушки с поганым характером. Они непосвященные, делают все не так.
Герои сказок имеют помощников, им кто-то что-то дает на границе миров.
Все действуют как машина. Закон один «сказано-сделано». Герои не личности и не индивидуальности. Вываливаться из этого закона начинают только герои былин.
Царевна-лягушка молодая вообще? А сколько лет Елене?
Елена, жена Менелая. Ее похищает Александр-Парис. Война длится 10 лет. Менелай отвоевал жену. Еще через 10 лет Телемах попадает к ним, а Елена еще молода и сияет красотой. А до Менелая ее похищал Тезей (а это за 3 поколения от Менелая). Так сколько лет этой особе?
Тогда в 30 лет только гетеры могли производить вид женщины. А приличная женщина в 11 лет выходила замуж, а в 30 не на что уже было смотреть.
А на гетеру долго нужно было учиться ,поэтому сексуальную жизнь они начинали в 18-20, иногда даже в 25 лет. На приличную женщину учиться было не надо. А будущие гетеры жили как в монастыре.
Т.е. Елене больше ста лет. По тем временам за 30 это уже очень много. А нисколько ей лет. Она вообще понимается не как конкретная женщина, а как человеческое воплощение Венеры, а Венере лет 22-25.
Царевна-лягушка: кто ее мама и папа? В сказках почти нет героев, у которых одна мать ,у них обычно один отец. У Варвары-красы отец Чудоюдо.
Станционный смотритель – это сказка о Кощее. Вырин по-русски с греческого Аид ,т.е. по-нашему Кощей. В славянской мифологии Кощей – Вырин, хоряин Вырея или Ирея ,славянского царства мертвых.
У лягушки нет родителей – она мифологическое существо, воплощение божества. Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону-Кору, дочь Деметры (у которой кстати никогда не было мужа). Это партеногенез, представление о мире у древних. Он не насильник. Просто пляшет вокруг нее и умоляет. Хозяин царства смерти и золота, т.к. золото и смерть всегда связаны (это важно для сказки о курочке).
Кора – девушка (перевод), она все равно выйдет замуж за Аида. А Василиса за Кощея не выйдет. Жизнь Коры двойственна: зима с мужем ,лето с матерью.
В русских сказках девушка всегда вворачивается на землю.
В сказках добро побеждает зло. Я всегда на это улыбаюсь, т.к. добро бывает такое, что слов нет, особенно в сказках, которые сохранились в старых записях.
У Пушкина другой вариант сказки о Кощее. Он ни кого не похищает. Сидит на месте как хозяин Ирея. Птицы весной прилетаю т из Ирея – это души мертвых, отсюда и обычай сыпать зерно на могилы. У него есть дочь-красавица. Непонятно ,состоит ли он в браке. Молодой человек едет в Ирей, знакомится с дочерью. Она прячет его за печкой. Кощей прилетает ,спрашивает о человеческом духе. А дочь отвечает: «Папа, ты летал на земле и набрался». Дальше дочь начинает выяснять, где его смерть. Смерть ,существующая отдельно от человека, это очень древнее представление (Самсон – в волосах ,Ахилл – в пятке, Зигфрид -в лопатке). Он говорит – в венике (это священный предмет). Девушка украшает веник. Дальше Кощей говорит ,что смерть в козле. Девушка украшает козла. Друг дочери убивает отца, она уходит не дрогнув. Так Дуня уехала от Вырина.
Мы видим в сказке то, чего там не было. Например, добро побеждает зло, но добро-то там не такое. Мой любимый анекдот про добро и зло. Анекдоты часто построены на сказках. Это другой жанр. Мифологический, древнее сознание сравнивается с современным.
Анекдот.
Идет по лесу Красная Шапочка. Птички поют, солнышко светит, настроение у Шапочки чудесное - волк вчера сдох, бояться нечего, наряд у неё новенький, с иголочки, а главное - вечером у Шапочки свидание с красавцем-лесорубом, спасшим вчера её и бабушку.
Идет, напевает и вдруг из самой темной чащи выходит навстречу ей огромное, мерзкое, отвратительное, злобное Говно. Выходит и говорит: "Ну, что Красная Шапочка! Теперь-то я тебя съем!" "Что?!" - отвечает Красная Шапочка, - "Съест оно меня!!! Сейчас, когда я так красива, молода, счастлива, когда я влюблена?! Да не боюсь я тебя, мерзкое, отвратительное, злобное Говно! Да я сама тебя съем!"
И съела.
Так Добро в очередной раз победило Зло.
Бахтина как-то спросили: Добро когда-нибудь победит зло? Бахтин ответил: Не дай Бог ,тогда жизнь остановится.
Борьба добра и зла – единственное, что движет жизнь. Побеждает добро – все тонет в варенье.
Деметра перестала улыбаться, природа начала умирать, солнце перестало светить. Ее начали веселить так же, как японцы богиню Аматерасу, не очень приличным способом. Культурные категории (смех, линия, круг и т.п.) одни и те же в разных культурах.
Культура зашифровала много вещей, связанных со становлением и формированием человеческого сознания.
Проанализируем Курочку с т.з. другого языка. Что имеем: два яйца, мышка. Курица – просто бог из машины. Людей во все времена мучили одни и те же проблемы. И они всегда находили ответ.
Человек не может полностью объяснить мир. И не сможет. Но человек не может жить в необъясненном мире. Но информации мало. А в самом начале вообще был смешной мизер, а надо объяснить жизнь и смерть, добро и зло, человека и общество, общество и природу, пространство и время. Мы до сих пор на бытовом уровне все понимаем. Спросите «Как ты понимаешь время?»
Чтобы объяснить мир, появляется мифологическое сознание. Это не бред и сказки. Это необходимо (путем домысливания объясняется мир). Миф сдерживает сознание, не дает ему распасться. Появление индивидуального мифа – признак безумия (типа инопланетяне передают информацию).
Мифы меняются на другие со временем.
Как люди объясняют происхождение жизни? Они могут только видеть (рожает женщина, животное). Живое появляется из неживого в результате каких-то процессов – говорят ученые. Так же думали и древние люди. Например, яйцо – это неживое.
А звонок был? Да? У меня вся морда в пене. Надо отдохнуть.